Три мира в романе "Мастер и Маргарита". План сочинения
I. Трехмирность как форма бытия ("Троичность есть наиболее общая характеристика бытия". П. Флоренский):
1. число три — основная категория жизни н мышления:
а) трехмирность пространства;
б) три основные категории времени;
в) три грамматических лица;
2. триединство божественной Троицы.
II. Трехмирная структура романа:
1. древний "ершалаимский" мир;
2. современный московский мир;
3. вечный потусторонний мир;
4. взаимосвязь трех миров (слияние в финале);
5. параллельные ряды персонажей, подчеркивающие соединение миров;
6. триады персонажей строятся по принципу внешнего сходства и их действий (Пилат — Воланд — профессор Стравинский; Кайфа — Берлиоз — неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца; Иуда из Кириафа — барон Майгель — Алоизий Могарыч; Афраний — Фагот Коровьев — врач Федор Васильевич, помощник Стравинского; Банга, собака Пилата — кот Бегемот — милицейский пес Тузбубен; Низа — Гела — Наташа, служанка Маргариты; кентурион Марк Крысобой — Азазелло — директор ресторана Грибоедова Арчибальд Арчибальдович; Левий Матвей — Иван Бездомный — поэт Александр Рюхин;
7. перемещение персонажей из одного мира в другой;
8. персонажи, не вошедшие в триады:
а) Иешуа Га-Ноцри и Мастер (искупительный подвиг в одном мире сопоставляется с творческим подвигом Мастера в современной Москве; образ Мастера, бесспорно, принижен по отношению к Иешуа);
б) Маргарита (индивидуальное, обособленное положение в системе образов романа; она действует во всех трех мирах романа; Маргарита олицетворяет собой идеал вечной любви).
III. Влияние трех миров на жанровое своеобразие романа:
1. древний мир отображен в историко-эпической жанровой направленности;
2. московские сцены носят яркую сатирическую окраску;
3. философское начало присутствует в изображении потустороннего мира;
4. органическое соединение жанровых форм в единое целое.
Смотрите также:
Темы сочинений. Михаил Афанасьевич Булгаков