загрузка...

Подвижные игры


 • Игра "Черный человек"
 • Игра "Кошки и мышки"
 • Пятнашки
 • Игра "Звери"
 • Игра "Лошадки"
 • Игра "Зайчик"
 • Игра "Волк и овцы"
 • Игра "Медведь"
 • Игра "Волк в кругу"
 • Игра "Лисица на одной ноге"
 • Игра "Змейка"
 • Игра "Медведь и вожак"

Подвижные игры для детейВопрос о соответственных детских играх и развлечениях занимает в области воспитания чрезвычайно видное место. На игры вообще, в особенности те из них, которые происходят на открытом воздухе, следует, однако, обращать серьезное внимание, так как они являются во всех отношениях могучим вспомогательным средством в деле воспитания, способствуя укрепления тела и духа подрастающего поколения.Подвижные игры на открытом, свежем воздухе являются определенным методом физического воспитания и заслуживают внимания не только родителей, желающих воспитать здоровых, бодрых детей, но и государства, нуждающегося в сильных и уравновешенных гражданах.

"Mens sana in corpore sauo" - старая, многим известная пословица, завещанная нам классическим миром, в котором гармоническое развитие души и тела очень рано легло в основу общественного воспитания молодых поколений. Прекрасная, полная идеальной красоты и силы изваяния молодых спартанцев и римлян приводят нас в восторг; мы восхищаемся великолепными формами человеческого тела, грацией и силой этих мощных мускулистых рук, ног, плеч; мы прекрасно осознаем огромную пользу широкого физического развития подрастающего поколения, пишем по этому поводу массу научных книг, трактатов и брошюр, а между тем в действительности делаем чересчур мало усилий - хоть отчасти приблизиться к тем условиям общего воспитания, которые создают здоровое, сильное, выносливое юношество. До сих пор, к сожалению, физическому воспитанию отводится слишком мало места, оно тащится в хвосте школьной программы и влачит самое жалкое существование не только там, но и в домашней обстановке.В школе играм и развлечениям, обычно, уделяется чрезвычайно мало времени, либо совсем не уделяется; кроме того, сама постановка дела неудовлетворительна и так плохо поставлена, что не выдерживает самой снисходительной критики.В самом деле, каким методом физического воспитания пользуется школа для подрастающего поколения?Во всех почти низших и средних учебных заведениях в интересах физического воспитания применяются всякого рода упражнения - гимнастические и военные, играм же отводится слишком мало места.На деле, однако, те и другие упражнения только в отдаленной степени, и то не всегда, достигают своей цели. Прежде всего, далеко не все дети по своей физической организации могут заниматься трудными, иногда очень утомительными гимнастическими упражнениями, требующими зачастую очень большого напряжения мышц.Для детей со слабой организацией гимнастические упражнения на специальных аппаратах, принятых за образец в наших средних школах, не только ни приносят никакой пользы, но даже положительно вредны.

Далее, большинство детей, не понимая скрытой пользы кувырканья на трапециях, лазанья по лестницам, гладким шестам, веревкам и т.п., относятся к этим упражнениям довольно безучастно и, если занимаются ими, то только по приказанию учителя.Лишь небольшой контингент учащихся, преимущественно уже взрослых, увлекается гимнастикой.Но и в последнем случае польза далеко не всегда очевидна, главным образом потому, что преобладающее большинство гимнастических упражнений отличается крайней односторонностью.Более взрослые дети-подростки иногда с особенным удовольствием занимаются одним какие-нибудь видом гимнастического спорта, пренебрегая другими.Нередко можно встретить молодых людей-гимнастов с прекрасно развитой мускулатурой рук и груди, но со слабыми ногами и, наоборот, - вследствие чрезвычайного развития усиленными упражнениями одной какой-либо группы мышц, тогда как другие группы мышц оставлялись в полном пренебрежении.

Что касается другого способа физических упражнений подрастающего поколения - военных приемов и гимнастики, - то на этот счет не может быть различных мнений...Дети подымают и опускают по команде руки, ноги, поворачивают туловище, наклоняют голову, строятся в колонны, устанавливаются рядами и т.д.Но отчего же во время этих остроумных манипуляций у детей такие тоскливые, безучастные лица?Отчего они с такой радостью покидают "строй" и с веселым шумом разбегаются во все стороны, лишь только раздается звонок, освобождающий их от такого рода упражнений?Нам думается, что на этот вопрос не трудно ответить всякому, имеющему хоть какое-нибудь представление о детской психологии.Все такие упражнения крайне мало или вовсе не представляют для детей интереса, - они утомительны и скучны; кроме того, дети любят свободные, непринужденные движения, не стесняемые начальническими приказаниями.Свободные же, непринужденные движения и позы дети находят лишь в играх, все равно, в какую бы форму они выливались, - вот почему дети всех времен, всех рас и национальностей так любят игры и с такой охотой и удовольствием предлагаются им. Уже в раннюю эпоху развития ребенка простые игры являются прекрасным орудием для ознакомления его с окружающими предметами и явлениями природы.По мере накопления необходимых сведений в этой области, более сложными играми нам удается воздействовать на психический мир ребенка, обогащая его постепенно новыми знаниями и расширяя его детский горизонт.Умело подобранными играми и развлечениями мы прививаем детям целый ряд качеств, безусловно, необходимых в последующей жизни.В некоторых играх дети должны проявить сообразительность, чтобы не отстать и не осрамиться перед остальными сверстниками.Другие игры связаны с запоминанием известных слов и предметов, а также некоторых обязательных правил, без которых ведение игры немыслимо.Благодаря этому у детей развиваются память, внимание и вообще все умственные способности.

Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей, элемент тем более важный и неоценимый, что при его помощи мы не прибегаем к скучному, утомительному внедрению сухих скучных "правил", а облегчаем детям эту мозговую работу - укрепления и развития памяти, внимания, сообразительности и пр. - легкими, живыми детскими играми, совершенно не вызывающими переутомления.В противоположность однообразным гимнастическим упражнениям, исключающим всякое сознательное участие мозга, игры требуют сообразительности и служат, между прочим, подспорьем для расширения умственного кругозора детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего еще и находящегося в период роста.

Всем известно, к каким вредным последствиям приводит однообразный, сидячий образ жизни! Вследствие недостатка движения жизненные процессы, происходящие внутри организма, уклоняются от естественного нормального хода в такой степени, что неизбежным результатом является целый ряд болезней, начиная с застоев крови и кончая ненормальным отложением жира в организме - тучностью. Особенно печальные последствия такие условия вызывают в формирующемся организме ребенка, когда совершается постоянный и усиленный рост его тканей, когда клеточные элементы их беспрестанно и интенсивно работают, требуя для продолжительной работы нормальных, благоприятных условий.По мере роста и развития детского организма, на нашей обязанности - обставить его, по возможности, благоприятными условиями пользуясь при этом, между прочим, различными методами физического воспитания, преимущественно подвижными играми на открытом воздухе. Для содействия физическому развитию формирующегося организма и предупреждения различного рода недомоганий, необходимо доставить детям широкую свободу в движениях, предоставляя им широкое пользование разнообразными подвижными играми на открытом воздухе.Такого рода игры вызывают правильное сокращение мышц, заставляют правильно работать сердце, пищеварительные органы и пр., регулируя, таким образом, отправления внутренних органов, имеющих огромное значение для поддержания жизни организма.

Но значения игр этим не исчерпывается. Целым рядом наблюдений доказано, что подвижные игры в действительности способствуют более правильному и быстрому росту формирующегося детского организма. Всем известен тот факт, что под влиянием правильно производимых движений мускулы увеличиваются и растут. Если упражнения производятся часто, то мышцы постепенно увеличиваются в объеме, вся мускулатура гармонически развивается и крепнет, и в этом - огромное преимущество игр перед школьной гимнастикой, которая развивает мускулатуру односторонне, тогда как подвижные игры, заставляя тело принимать самые разнообразные положения, тем самым способствуют полному, всестороннему развитию всех мышц организма, подчиняющихся произвольным сокращениям. На детский организм благотворное действие подвижных игр сказывается еще и в другом направлении, а именно: развивая мускулы, игры, как это установлено опытами ученых, в то же время способствую усиленному и правильному росту костей. В том случае, когда подвижные игры происходят на открытом воздухе, их благотворная роль значительно усиливается. Воздух в саду, на лугу или даже на просторном дворе богаче кислородом, чем в комнате. Процесс дыхания в виду этого там становится интенсивнее, дыхательные движения во время подвижных игр делаются чаще и глубже, количество вдыхаемого кислорода значительно увеличивается, а благодаря этому повышается количество крови и улучшается ее качество. Игры являются, таким образом, могучим подспорьем в деле гармонического и рационально развития детского организма. В силу врожденного инстинкта, дети сами с большой любовью и охотой предаются играм, - задача родителей и воспитателей - разумно направлять этот драгоценный инстинкт, идущий навстречу здоровым требованиям природы. При выборе той или другой игры, в особенности в том случае, когда дело идет о маленьких детях, требуется известная осторожность, так как игры и соответственные развлечения вырабатывают, между прочим, в детях вкус. Предлагая детям различные игры, необходимо, прежде всего, сообразоваться с возрастом их, так как естественно, что более простые игры, не требующие особенной сообразительности, ловкости и т.п., вполне удовлетворят малолеток, между тем как более взрослым они покажутся чересчур скучными и мало интересными.

Что касается до пола, то с этим нам, кажется, меньше всего следует считаться. Совместное обучение девочек и мальчиков в школах дает им возможность играть также совместно в различные игры. Для подвижных и т.п. игр необходимо отмежевать как при школе, так и при доме, как можно более просторное место, чтобы дети не были стеснены пространством при выборе той или другой игры. Продолжительность различных игр - различна; она, однако играет очень важную роль при выборе их, так как излишняя продолжительность игры часто вызывает у детей довольно сильно выраженное чувство переутомления, чего следует строго избегать, так как при наступлении его, от игры, вместо ожидаемой пользы, получится явный вред. При назначении игры необходимо сообразоваться с максимальным количеством нервно-мышечной энергии, которую в состоянии развить каждый ребенок без признаков переутомления. Для соблюдения этого условия необходимо остерегаться шаблонов, - в данном случае большую роль играет индивидуальность ребенка. Малокровные, слабые дети также с пользой могут принимать участие в детских играх с тем условием, чтобы продолжительность их не была очень велика, так как у таких детей переутомление наступает сравнительно очень быстро. По мере участия в подвижных играх на открытом воздух, такие дети чрезвычайно быстро крепнут, - из хилых, бледных заморышей постепенно превращаются в здоровых детей, способных уже применяться к более продолжительным играм своих сверстников.

Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью, - только при наличности этого условия она увлечет детей и заставит их предаваться ей с охотой. Незанимательная игра вызовет в детях лишь скуку и вялые движения, совершаемые апатично, без участия внимания и памяти, - ясно, что от таких игр нельзя ожидать пользы; так же как и от тех неинтересных физических упражнений, которые дети вынуждены производить в школе. При выборе игры, как мы выше упоминали, необходимо принимать во внимание возраст детей; прибавим еще, что важную роль играет и большая или меньшая степень умственного развития детей. Дети, отличающиеся развитым умом, тяготятся простыми играми, не требующими сообразительности и внимания. Наоборот, более сложная игра, не требующая одних только механических движений, основанная на оценке того или другого положения, сообразительности и ловкости участников, доставлять детям много удовольствия, заставляя их с охотой и большим интересом следить за ходом игры и ожидать финала ее. Выбором соответственных игр, способных заинтересовать детей, мы вселяем в них любовь и охоту к ним, извлекая, таким образом, несомненную пользу от подвижных и тому подобных игр.

"Детские игры и развлечения" Г.Вагнер и К.Фрейер.

Обсудить статью на форуме


Смотрите также: Стихи с движениями
загрузка...


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "