Стихи Н.А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.

Смотреть и слушать стихотворение Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок"

Канал "РАЗУМНИКИ" в YouTube

"ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СЕЙЧАС на наш канал!"

Стихи о зиме: Н. А. Некрасов "Мужичок с ноготок" отрывок из поэмы "Крестьянские дети".

Дата создания: 1861, опубл.: 1861.

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
"Здорово, парнище!" — Ступай себе мимо! —
"Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?" — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
"А что, у отца-то большая семья?" —
"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..." —
"Так вон оно что! А как звать тебя?" —
"Власом." —
"А кой тебе годик?" —
"Шестой миновал... Ну, мертвая!" —
крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Мужичок с ноготок

Чему учит это стихотворение?

Это стихотворение является отрывком из поэмы Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"учит тому, что на Руси с малолетства дети были приучены к труду, их сразу учили стойко переносить невзгоды жизни. Мальчики с малых ногтей учились самым простым и в тоже время тяжелым обязанностям, которые основывались на значимости для семьи, для помощи родителям. Мальчик-будущий мужчина, глава семьи, несет ответственность за вверенных ему мать, братьев, сестер, девочки-помощницы по дому, быт, уют-это их труд. И если все на своих местах, без нытья, зависти и обид выполняют свои обязанности, то никакие погодные условия, ни какие суровые жизненные обстоятельства не могут сломить русский дух и веру!!! Правильно воспитанного русского человека труд только закаляет, даже такого маленького, как герой этого отрывка.

Крестьянские дети. Николай Некрасов («Опять я в деревне. Хожу на охоту...»)

Читать полный текст

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши - живется легко,
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
     Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая-то птица -
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то... а вот вереница
     Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки -
     Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
     В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
     Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье...
     Чу! шепот опять!
Первый голос
Второй
А барин, сказали!..
Третий
вы, черти!
Второй
У бар бороды не бывает - усы.
Первый
А ноги-то длинные, словно как жерди.
Четвертый
А вона на шапке, гляди-тко - часы!
Пятый
Ай, важная штука!

Крестьянские дети

Шестой
цепь золотая...
Седьмой
Чай, дорого стоит?
Восьмой
солнце горит!
Девятый
А вона собака - большая, большая!
     Вода с языка-то бежит.
Пятый
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
     Замочки резные...
Третий
(с испугом)
Четвертый
Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!
Третий
Прибьет...
     Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился - снова явились,
     Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною - всему подивились
     И мой приговор изрекли:
«Такому-то гусю уж что за охота!
     Лежал бы себе на печи!
И, видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой...» - Услышит, молчи! -
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», -
Я всё-таки должен сознаться открыто,
     Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
     Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали,
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
          По ней без числа.
     Копатель канав - вологжанин,
     Лудильщик, портной, шерстобит,
     А то в монастырь горожанин
     Под праздник молиться катит.
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися -
Начнет с Волочка, до Казани дойдет!
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На господа бога во всем потрафлять.
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на бога роптать, -
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли...»
Рабочий расставит, разложит снаряды -
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь - им всё покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело - пилить и строгать!
Иступят пилу - не наточишь и в сутки!
Сломают бурав - и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали -
Что новый прохожий, то новый рассказ...
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка - не драка, игра - не игра...
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка... у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое -
Не пьет! отступились...
ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
     Сплела себе славный венок, -
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
     Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?..
Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит - содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился... ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством...
«Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
     Пора за работу, родной!»
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем...
Однако же зависть в дворянском дитяти
     Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
     Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
     Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды...
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» - Ступай себе мимо! -
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» - Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) -
«А что, у отца-то большая семья?»
- Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я... -
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
- Власом. -
«А кой тебе годик?» - Шестой миновал...
Ну, мертвая! - крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь -
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти - дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
     В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
     Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей,
«Эй, воры идут! - закричал я Фингалу. -
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег - и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами! «Фингалка, умри!» -
«Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!»
«Смотри - умирает - смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
     А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
     Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
     Босые к деревне своей...
Мы с верным Фингалом грозу переждали
     И вышли искать дупелей.

Смотрите также: Стихи Агнии Барто


Комментарии посетителей сайта:

Природа в стихах Н. А. Некрасова: анализ стихотворения "Крестьянские дети" (19:59:00 20/10/2016):

Анализ стихотворения "Крестьянские дети"

Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы. Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярче ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно. Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Разбор стихотворения Крестьянские дети. (18:31:00 12/03/2017):

Н. А. Некрасов уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи.

Мир, расписанный Некрасовым в стихотворении Крестьянские дети. полон света, тепла и доброты. Писатель любит, сознает и отлично понимает крестьянский быт. Уклад народа неизменно находится в согласии с природой, которую автор изображает заботливо и с любовью. В произведении дети являются безгрешными душами, вынужденными мучиться и страдать от несовершенств общества, от «миропорядка», который установили взрослые. Но если их видеть в непринужденной обстановке — это жизнерадостные, озорные, светлые души. И поэт откровенно любуется ими.

В начале стихотворения пред нами предстает тихая и счастливая жизнь, которая может быть у поэта лишь в селе: он увлекается милым ему занятием (пишет стихи), кругом удивительная природа. Ему «живется легко».

Автору всегда хорошо с детьми: он не раз гулял с ними по лесу, собирая грибы, ягоды, орешки.

Позже он размышляет, что ожидает крестьянского ребенка в предстоящем. С раннего возраста труд, который поначалу может казаться простым и увлекательным: он наблюдает, как отец заботится о земле и ухаживает за ней, и та будто благодарит и дает плоды вложенного в нее труда.

Но имеется и иная сторона медали: очень тяжел бывает этот труд. Не сможет не пробудить сочувствия маленький шестилетний «мужичок», помогающий отцу в лесу.

Да, немало было печального в жизни крестьянских детей, но это стихотворение Некрасова пронизано сердечной теплотой, пониманием и любовью.

Интересные факты о Н.А. Некрасове (08:41:00 10/07/2018):

Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.

Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.

Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.

На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» (08:44:00 10/07/2018):

Свое детство Николай Некрасов провел в родовом имении, где рос вместе с детьми крепостных крестьян. Позже поэт вспоминал, что его друзья относились к нему не как к молодому барину, а как к обычному мальчишке, с которым можно ходить в лес за грибами, плавать в реке и устраивать кулачные бои. Именно в этот период своей жизни будущий поэт был по-настоящему свободным и до конца жизни остался благодарен деревенским сорванцам за то, что они научили его различным крестьянским премудростям.

Став взрослым и самостоятельным человеком, Некрасов летом нередко отправлялся в деревню, чтобы поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. Впоследствии эти наблюдения оформились в поэму под названием «Крестьянские дети», опубликованную в 1861 году. В этом произведении автор искренне завидует своим юным героям, которые пока еще не осознают своего низкого социального статуса и могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает. Конечно, буквально с первых лет жизни их приучают к тяжелому крестьянскому труду, и сельского мальчишку можно увидеть не только на пастбище, но и в поле. Участь девочек также заранее предопределена, потому что с самого детства на их плечи ложатся многочисленные хозяйские хлопоты. Тем не менее, в поэме «Крестьянские дети» Некрасов показывает, что его герои растут свободолюбивыми и независимыми. Они обладают незаурядной смекалкой, наделены житейской мудростью и рассудительны не по годам. «В их жизни так много поэзии слито, как дай бог балованным деткам твоим», — отмечает поэт.

Поэма «Крестьянские дети» состоит из нескольких частей и рассказывает о различных жизненных ситуациях, свидетелем которых был поэт. В своем произведении он не перестает удивляться тому, что даже самые маленькие его герои являются гармоничными и сильными личностями, которые способны самостоятельно справляться с различными трудностями и отвечать за собственные поступки. Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов отдает себе в этом отчет и невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Автор понимает, что пройдет совсем немного времени, и беззаботная вольная жизнь сельских малышей закончится, оставив лишь в воспоминаниях ощущение счастья и иллюзию того, что они когда-то могли самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Анализ Крестьянские дети. (08:57:00 10/07/2018):

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.

Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.

Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян. В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом - это характерный для Некрасова прием. Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.

Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными. Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства. Критики приписывают произведению автобиографичность – лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.

Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет девять умножить на четыре?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2018 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "