загрузка...

Краткий пересказ

Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения ввыразительной устной речи.

Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильноотобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-тополезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Текстыподбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы припересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. Впроизведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженнымичертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.Подбирать сюжеты с чётной композицией, с хорошо выраженнойпоследовательностью действий.

Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказазаключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел исюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель долженхорошо знать особенности жанра(сказка, рассказ), не допускать слов иоборотов речи, не свойственных данному жанру. Например в народной сказкебудут фальшиво звучать книжные или очень современные слова истатистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный(характер) анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению(идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык) .

Текст народной сказки должен быть неторопливым.

В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущимиразговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, напрямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболееполно раскрыть их характерыВ волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственностьтребует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика,структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собратьвнимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примутприсказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий окоторой начал читать рассказчик.

В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора кповтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояниеперсонажей.

Концовка сказки - свидетельство завершения повествования. Интонацияконцовки - непосредственное, доверительное общение со слушателями,возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевуюдеятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлено художественной речи,запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они болеетворчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личногоопыта, на предложенный сюжет. Следует полнее использовать влияниепересказа на формирование связной речи.

Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваиваютправильное построение отдельных предложений и значительно труднееовладевают различными формами связи и словосочетания фраз и частирассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания,переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловыесвязи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсемотсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёднохудожественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основнуюмысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние наречевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлиннохудожественной речи. запоминают образные слова, учатся владеть роднымязыком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы –на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнееиспользовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей.

Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка, Н.Кошниной.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и качество текстов.

Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.

Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Обучение будет эффективнее лишь в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания воспитателя, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.

Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Прежде всего, воспитатель выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводиться беседа, основное значение которой – выяснить, правильно ли дети содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога.

В процессе беседы подготавливающий детей к пересказу, они активно оперируют в литературном материале.

В 5-6 лет пересказывают более свободно не принуждено.

Подготовительная группа. Ребёнок 6-7 лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отменить пропуски, перестановку материала: возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища.

Методы и приёмы воспитателя различные: выразительное двух и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения заданий, оценка и т.д.


Смотрите также: Короткие рассказы
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

крис (13:57:52 09/10/2009):
очень хорошо что есть этот журнал для детей помагли моей сестрёне !

карюся (19:30:27 28/02/2011):
а есть повесть о настояшем человеке?

НАСТЯ (12:55:38 07/08/2011):
я не чё не поняла!

сашуля (12:58:37 07/08/2011):
я не могу найти рассказ

Васёк (10:11:31 09/10/2011):
Не могу найти: Лавренёв Сорок Первый

динара (21:16:10 30/10/2011):
напишите по истории 7 класс война за независимость

шура (15:37:22 02/11/2011):
я не могу найти: сказку о потерянной времени

Миша (21:13:06 07/11/2011):
Нет того что надо

Татьяна (20:22:51 16/04/2012):
Воще не чё непонятно и нужна другая информация.

игната (19:36:57 10/12/2012):
нечего не понела пишите нормально и понятно!!!!!!

Светлана (17:37:00 01/01/2013):
Все понятно, даже несмотря на пропущенные слова.

элла (12:12:09 10/02/2014):
я хочу только концовку с своими словами нам сказале это в школе вы можете мне написать

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет два умножить на восемь?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "