 |
Изложение-повествование: «Бельчонок»
Бельчонок спустился по стволу сосны у самых моих ног, сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапках. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба. Он съел шляпку, но корешок ему не понравился, и он перешёл на другое место.
Бельчонок был совсем маленький, величиной с ладонь. Он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенёк. На пеньке, наверное, было комфортабельнее закусывать. Шляпка гриба была велика для бельчонка, вроде целого блина, и он объел её, но не всю. потом спрыгнул с пенька, откинул недоеденный блин, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие семена.
Погуляв в одиночестве у моих ног, позавтракав, бельчонок ушёл на высоту. И пошли гулять одна за другой ветки, по которым он направлялся, быть может, к своему дому.
(По В. Лидину)
Задания
- Определите тип речи текста.
- Составьте план.
- Напишите подробное изложение. Сделайте обобщение: как писатель добивается ощущения, будто мы тоже наблюдаем вместе с ним за бельчонком, чувствуем внимательный взгляд и добрую улыбку рассказчика.
Ответы
- Тип речи — повествование с элементами описания, так как главное в отрывке — показ последовательно сменяющих друг друга действий (можно нарисовать несколько картинок к содержанию текста).
- План.
- Бельчонок ест сыроежку.
- Описание бельчонка.
- Завтрак на пеньке.
- Сладкие семена шишки.
- Путь домой.
Писатель добивается того, что мы как бы наблюдаем вместе с ним за бельчонком, потому что он использует разные художественные средства выразительности: олицетворение: бельчонок сковырнул, сравнение: вроде целого блина. Автор наделяет бельчонка человеческими чувствами, образно рисует несколько сценок с ним.
Все действия бельчонка, важные для показа его поведения, названы подробно, они «видимые», для их обозначения использованы точные глаголы: спустился, держал, откинул и другие. Бельчонок в рассказе показан как маленький ребёнок, который любит есть только вкусненькое. Мы наблюдаем за ним вместе с автором и улыбаемся.
Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий. Смотрите также: Изложение-повествование: «Умные гуси» |