 |
Чем занять детей и подростков в детском оздоровительном лагере?
Форма воспитательной работы — это ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.
С.А. Шмаков, один из исследователей детского досуга, предложил следующую классификацию дел:
- общественные дела способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему нашей Родины, учат детей высказывать свои мнения и суждения;
- трудовые способствуют появлению у ребенка предприимчивости, умения преодолевать трудности, содействуют процессу профессиональной ориентации детей;
- познавательные способствуют формированию у воспитанников мировоззрения, обогащают мир знаний, расширяют кругозор, приобщают к тайнам мира;
- экологические способствуют приобщению воспитанников к миру природы, осознанию ее значимости, учат чувствовать красоту родного края;
- спортивные способствуют актуализации у ребят ценности здорового образа жизни, реализуют двигательную активность;
- досуговые дела — это особые игры, детские забавы, затеи, которые способствуют формированию навыков самоорганизации;
- художественные дела способствуют воспитанию эстетического отношения к жизни, обществу, культуре своего и других народов, развитию творческих способностей ребенка;
- нравственные — просвещенческие, тренинговые формы, способствуют формированию жизненных ценностей ребенка;
- работа с активом способствует освоению сферы организаторской деятельности, развивает лидерские качества.
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все отрядные дела; для того чтобы представить их разнообразие, рассмотрим более подробно одну из классификаций, в основе которой лежит степень активности участников дела (автор Б. Куприянов).
Формы дел объединяются в следующие группы.
- ФОРМЫ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, которые строятся на демонстрации, ритуале, беседе.
К данной группе относятся:
- линейка — это ритуальное представление, предполагающее построение участников, наличие ритуалов, ведущих, выступающих и способствующее формированию эмоционально-ценностного отношения к получению информации;
- спектакль — предполагает демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действа;
- концерт — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров;
- соревнование — конкурсная программа на сцене или площадке;
- лекция — монолог, представляющий совокупность знаний по какому-либо вопросу;
- диспут — специально организованное представление, в
ходе которого происходит столкновение мнений;
- торжественное собрание детского коллектива — собрание для чествования каких-либо значимых дат или событий в жизни детского коллектива, предполагающее устные монологические выступления отдельных ораторов.
ФОРМЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ, в основе которых лежит перемещение участников по определенному маршруту.
К ним можно отнести:
- игру-путешествие (маршрутные игры, игры по станциям, игры на преодоление этапов, игры-эстафеты и др.) — это целенаправленное движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту;
- экскурсию — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции либо знакомства с великими историческими событиями, с жизнью замечательных людей, с достижениями культуры, науки и техники;
- поход — дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы);
- парад (карнавальное шествие) — ритуальное передвижение.
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ХАРАКТЕРА, их особенностью является то, что здесь нет зрителей, здесь все участники.
К ним относятся:
- ярмарка — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы;
- танцевальная программа — специально организованное на одной площадке развлечение с танцами;
- вечер общения — программа общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, гостиная);
- трудовая акция (субботник, трудовой десант, уборка территории) — ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность воспитанников;
- подготовка к представлению — специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля;
- час тихого чтения — специально выделенное время для чтения и обсуждения прочитанного;
- игры со словами — составление рассказа на одну букву, четверостиший с заданными словами, буриме и др.;
- выпуск стенгазеты — деятельность по созданию информационного продукта для последующей демонстрации.
Для того чтобы создать разнообразие форм работы с детьми, можно использовать такие комплексные формы, как тематические дни, которые предполагают систему дел, связанных общей темой, логикой, сочетанием различных видов деятельности, либо разнообразить содержание дел отряда, например, спорт, искусство, развлечения и др.
Отрядное дело — это одно из главных средств реализации программы отряда и лагеря. В подготовке и проведении дела принимают участие и дети, и взрослые. Степень участия детей зависит от периода смены, от уровня самостоятельности детей, от их организаторских и творческих способностей.
Отрядное дело получается по-настоящему тогда, когда:
- каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли поручения, задания;
- дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки;
- дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с их интересами, желаниями;
- дело дает возможность каждому участнику раскрыться, самовыразиться;
- взрослый активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советчик, помощник;
- дело является важной составляющей программы лагеря, смены, отряда;
- форма и содержание дела, способы его подготовки соответствуют возрасту детей в отряде, периоду смены;
- хорошо продуманный и интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используется музыкальное оформление, театрализация, специально готовится помещение и др.
Таким образом, в летнем оздоровительном лагере необходимо
использовать различные направления и формы работы, сориентированные на интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное, нравственное развитие воспитанников.
И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика». Смотрите также: Заповеди вожатого |